На главную страницу
"Дети солнца"

Предыдущая Следующая

         Хотим мы того или не хотим — развитие нервно-психической организации ученика, формирование личности на основе природ­ного темперамента все равно происходит при любой системе воспи­тания актера, даже при воспитании вне всякой системы, даже при дилетантском и ремесленном “воспитании”.

         В каждой области человеческой практики, в результате взаимо­действия человека с окружающей его средой, в результате требова­ний его профессии, в процессе жизненного пути у каждого челове­ка возникают те или иные особенности его нервной системы, так или иначе изменяются сферы эмоциональные и мыслительные, складываются те или иные чувственно-двигательные навыки и уме­ния, изменяется темперамент, преображается (или утверждается, или “маскируется”) тип нервной системы”.[14] Эти строки написаны около сорока лет назад, но актуальность их очевидна и сегодня.

         Театральная педагогика неразрывно связана с современной театральной практикой и не может не учитывать тех реальных запросов и требований, которые предъявляются сегодня к исполнительскому мастерству. Не стоит думать, что педагогическая мысль призвана обслуживать лишь сиюминутные потребности профессии, но не учитывать современные эстетические, экономические, социальные и иные реалии, определяющие состояние нашего искусства было бы по меньшей мере недальновидно.

         Прежде всего, заметим, что первокурсники образца начала XXI века разительным образом отличаются от тех, кто поступал 20-10 лет тому назад. Во многом различия продиктованы изменившимися политическими, социальными и материальными условиями жизни. Так, к примеру, 20 лет тому назад платная форма обучения драматическому искусству не могла присниться в самом дурном сне. Отбор не по способностям, а по принципу материальной обеспеченности родителей не способствовал ни бурному росту благосостояния преподавателей – ни бурному росту успехов обучающихся. Снижение в обществе престижности актерской профессии, приостановившееся лишь пару лет тому назад, тоже не способствовало притоку истинно одаренной молодежи. Вместе с тем, наши ученики сегодня более самостоятельны в жизни, в осознанном выборе профессии, более раскованы в поведении, лишены излишней рефлексии по отношению к своим неудачам, научились совмещать учебу и работу, без которой большинство из них не в состоянии прокормить себя даже при наличии стипендии.


Предыдущая Следующая