На главную страницу
"Дети солнца"

Предыдущая Следующая

Мейерхольд считал подлинную импровизацию неким философским камнем театра, стягивающим, «как в фокусе, все достижения и прелести подлинных театральных культур всех времен и народов»1. Опираясь на Вагнеровский принцип синтетического театра, в котором и слово, и музыка, и свет, и изобразительное искусство, и ритмическое движение - все вплетается в органическую ткань спектакля, Мейерхольд создал свой образ синтетического театра и актерской техники, где соседствует игра драматического и оперного артиста, танцовщика, эквилибриста, гимнаста, клоуна. Так же, как и Крэг, он думал о «желанном новом актере» Такого актера Мейерхольд погружал в игровую стихию профессии, в импровизацию, связывая ее с комедией дель арте и другими приемами игры различных театральных эпох. В программе Студии на Бородинской изучались импровизационный театр масок, — французский, китайский, «старояпонский, староанглийский», индусский, античный, испанский». И везде Мейерхольд старался обнаружить «единые, одинаковые явления в театральной практике драматургии»2.

1 Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. М., 1968. Ч. 2. С. 28.

2 Мейерхольд В.Э. Из выступления в ГАХНЕ // РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 670.

392 А. В. Толшин

Представляется принципиально важным, что в различных учебных программах Мейерхольд подчеркивал самостоятельность актера: в каждую минуту тот является композитором своей роли. Говоря об отношениях творца и его создания, Мейерхольд исходил из мысли, что всякое искусство — это, прежде всего, организация материала. Трудность и особенность актерского искусства в том, что актер в одно и то же время — материал и организатор. «А1 — конструктор, давая задание А2 — материалу, не только видит его все время на сценической площадке, но и делает выводы из тех или иных положений А2, что дает толчок к новым, еще неизвестным А1, комбинациям технических навыков (импровизация)»1. Таким образом, импровизация в мейерхольдовском понимании связана с авторским творческим началом А1 актера, которое остается за пределами образа. Актер-творец «конструирует» свое поведение через комбинацию технических навыков, предвидит и организует развитие и повороты поведения персонажа, управляя импровизацией. Тем самым актер, ставя перед собой определенные задачи, руководит действиями А2, т.е. создает образ из своего собственного материала.


Предыдущая Следующая