На главную страницу
"Дети солнца"

Предыдущая Следующая

Особое состояние сознания позволяет актеру-импровизатору сохранять «чувство целого», обеспечивают свободный поиск ассоциаций, определяет их количество и качество и дает возможность управлять всеми неожиданностями, выстраивая их в единую композицию. Воплощение замысла (то есть процесс перевоплощения) осуществляется при помощи продуктивного действия, особого действенного мышления при наличии творческого импровизационного самочувствия актера. Это особое психическое состояние, по сути, близко вдохновению. Для него характерна взаимосвязь осознанного и неосознанного, познавательного и эмоционального компонентов.

Как же сегодня воспитать и обучить актера импровизатора? Прежде всего, мы должны думать о воспитании актерской творческой индивидуальности, авторского, личностного начала. Личностное начало — это желание постигнуть явления жизни, способность увидеть, осмыслить и воплотить увиденное в сценическом действии, непременно выразив отношение к происходящему в образной форме. С авторской позицией связан и поиск тем, волнующих художника, и средств их воплощения. Иными словами, когда видение актера оформляется в осмысленное мироощущение, творчество актера приобретает личностное измерение. Иначе нельзя вообще говорить о творчестве, а сценическая игра сводится к имитации.

Вьщающийся советский театральный педагог Л.Ф. Макарьев указывал на идентичность искусства драматического актера и искусства поэзии, выделял вдохновение актера мыслителя1. Ум, мыслетворчество, индивидуальность связывается у Макарьева в одно «единство личностного дарования».

На закате жизни Макарьев формулирует комплекс проблем связанных с формирования личности, воспитанием актерской творческой индивидуальности. Перефразируя слова Б. Шоу, Макарьев определяет и позицию педагога-воспитателя: «Если хочешь чему-нибудь научить молодого человека, то его личность должна быть для тебя священной». Макарьев пишет, что между учителем и личностью ученика стоит индивидуальная загадка последнего, которую необходимо (и возможно) разгадать педагогическими средствами. Личность же ученика всегда есть тайна, которую нужно не


Предыдущая Следующая