На главную страницу
"Дети солнца"

Предыдущая Следующая

Десятилетие после премьеры «Орфея в аду» — самая яркая и плодотворная пора в жизни композитора. Он сочиняет по три, четыре, а иногда и по пять оперетт в год, каждая из которых ставится в пяти парижских и многих зарубежных театрах. Только в одном 1866 году он создает два таких шедевра, как «Синяя Борода» и «Парижская жизнь». Двумя годами раньше с неслыханным успехом идет его «Прекрасная Елена», годом позже — знаменитая «Герцогиня Героль-штейнская», еще год спустя — «Перикола».

2 сентября 1870 года Луи Бонапарт проиграл битву при Седане, а 4 сентября Франция была провозглашена республикой. 16 марта 1871 года парижские рабочие поднимают восстание и устанавливают первую в мире диктатуру пролетариата — Парижскую Коммуну, просуществовавшую всего два месяца и жестоко подавленную силами контрреволюции.

В этот период композитор терпит финансовое банкротство и вынужден закрыть свой театр.

Последние годы жизни приносят некоторую разрядку на мрачном небосклоне его бытия. Две его оперетты — «Мадам Фавар» и «Дочь тамбурмажора» — ставятся с огромным успехом, а пресса отмечает, что композитор «вновь нашел себя».

Однако, когда один из театров попытался заказать ему новую оперетту, то получил категорический отказ. Мучимый болезнями и предчувствием близкой смерти, композитор страстно мечтает создать большую, настоящую оперу. Этой мечте как нельзя лучше соответствовало либретто Жюля Барбье «Сказки Гофмана», на основе которого композитор с лихорадочной поспешностью начинает создавать свое ныне всемирно известное произведение.

3 октября 1880 года опера была закончена в клавире. И в тот самый момент, когда автор перелистывал его в присутствии родственников, его застиг приступ удушья, от которого 4 октября 1880 года он скончался.

Премьера «Сказок Гофмана» состоялась уже после его смерти 10 февраля 1881 года и прошла с огромным успехом.

2. Его отец был прославленным скрипачом, композитором и дирижером, о котором самые лестные отзывы оставили Шуман и Мендельсон, Берлиоз и Лист, Паганини и Мейербер. Современники сравнивали известность отца со славой Наполеона, в то время как сам он считал профессию музыканта несолидной и ненадежной, а поэтому мечтал сделать своего старшего сына коммерсантом и категорически запретилему заниматься на скрипке.


Предыдущая Следующая