На главную страницу
"Дети солнца"

Предыдущая Следующая

Дебютом молодого актера после окончания драматической школы Петербургского литературно-художественного общества стала роль Пети Ростова в инсценировке «Войны и мира» Толстого, поставленного Малым (Суворинским) театром в 1912 году. А спустя три года он делает свои первые шаги в оперетте, посвятив этому жанру всю свою последующую артистическую жизнь.

Будучи мастером буффонады и сценического трюка, он создал множество комедийно-гротесковых образов, ставших исполнительским эталоном жанра в комическом амплуа. Восхищаясь талантом артиста, его музыкальностью и пластичностью. В. И. Немирович-Данченко писал:

«Актер высокий, яркий, эксцентрический и, кто знает, какими путями он оправдывает все те нелепости, которые проделывает на сцене» (8, 253).

На опереточной сцене появилась яркая галерея типов советских девушек — обаятельных и лиричных, энергичных и деятельных, трудолюбивых и смелых, девушек-борцов за счастье людей. И силой своего таланта артистка сумела поднять эти образы до уровня героинь классической оперетты.

Одна из важнейших особенностей творческого облика актрисы — её умение не просто хорошо играть роль, но и жить на сцене, до предела перевоплощаясь в образ. И помимо природной одаренности ей помогает в этом и высочайшая требовательность к себе, к своему искусству.

«По меньшей мере лет десять я боялась репетировать, — признается артистка. — Мне неловко было перед режиссером, перед партнерами, казалось, что я ужасно пою, ужасно танцую...».

Многогранно одаренная и творчески одержимая, актриса испытывает чувство священного трепета по отношению к искусству сцены. «Театру надо отдать или все свое сердце, или вообще к нему не прикасаться» — таково глубочайшее убеждение выдающейся артистки советской оперетты.

7. Творческий диапазон этого выдающегося русского советского актера поистине поразителен. Он завоевал славу «Шаляпина оперетты», сыграв в этом жанре 146 ролей. Между тем, эта сфера творчества была лишь частью его многогранной артистической деятельности. Будучи одним из организаторов Большого драматического театра им. Горького, он блестяще исполнил в день его открытия в Петрограде (1919) трагедийную роль короля Филиппа в «Дон Карлосе» Шиллера. А в последующие годы поражал современников глубиной проникновения в шекспировские образы и яркой убедительностью воплощения персонажей советской драматургии.


Предыдущая Следующая