На главную страницу
"Дети солнца"

Предыдущая Следующая

молодого композитора, автора четырех оперетт и одной оперы, но и в тот же день лично вручил ему либретто.

Уже первые строки текста оказались настолько захватывающими, что композитор просидел всю ночь, читая и перечитывая либретто, а утром чуть свет поднял с постели перепуганного Леона и, сияя от счастья, заявил о своем согласии писать музыку. Вечером того же дня появился один из знаменитых ныне дуэтов будущей оперетты.

Не все, однако, в сочинении музыки шло гладко, и композитор уехал в маленький курортный городок Ишль, где получил возможность творить в спокойной обстановке. А затем по приглашению своего соавтора Виктора Леона отправился на лето к нему в имение для совместной работы.

Осенью 1905 года клавир был, наконец, закончен, но едва начались репетиции, как на пути оперетты возникла неожиданная преграда.

«Прослушав только первые такты моей музыки, — вспоминает композитор, — директора театра Карчаг и Вальнер заткнули уши и закричали:

— Это ужасно! Это не музыка! Это призрак банкротства! Эти музыкальные новшества у нас успеха иметь не могут! Где тут Вена? Поющая, смеющаяся, чувствительная Вена, которую хотят увидеть и услышать наши зрители в каждой оперетте?

Я сидел, как на угольях. «Наверно, они правы, — думал я. — Они старые практики, а я неопытный дилетант».

Директора заявили, что нужно вернуть Хойбергера, у него трезвая голова, он не будет делать ненужных экспериментов, или пускай пригласят другого композитора, например, Рейнхардта или Хельмесбергера.

Но Леон был тверд.

— Как вы не понимаете, — сказал он, — что оперетта с этой музыкой будет самой большой удачей в вашей антрепренерской жизни?»

Тем не менее Карчаг стоял на своем и в ответ на доказательства и доводы либреттиста заявил ему:

— Дорогой Леон, это же не музыка!

(Спустя два года, в канун трехсотого спектакля оперетты, Карчаг решил отметить этот знаменательный день изданием памятной медали. И когда в поисках ее эскиза он обратился за советом к Леону, тот сухо предложил:

— Лучше всего— голова композитора, а вокруг нее текст: «Это была не музыка!»)


Предыдущая Следующая