На главную страницу
"Дети солнца"

Предыдущая Следующая

«Я почитаю его как одного из самых гениальных своих коллег!» — воскликнул Джузеппе Верди.

Дебют Штрауса в жанре оперетты последовал за довольно длительным периодом творческих сомнений и колебаний. И трудно сказать, насколько бы затянулся этот период, если бы жене композитора Генриетте Трефц не пришла в голову блестящая идея. Она взяла несколько первых попавшихся под руку произведений Штрауса и отнесла их директору «Театра ан дер Вин» Максимилиану Штайнеру, который приказал их подтекстовать и возникшие таким образом номера исполнить в присутствии автора музыки.

Эффект оказался настолько убедительным, что Штраус дал свое согласие работать в жанре оперетты и в 1870 году но заказу Штайнера создал свое первое произведение на либретто Йозефа Брауна— «Веселые женщины Вены», которое по разным причинам не смогло увидеть света рампы и затем бесследно затерялось.

Дебютом Штрауса в сфере музыкального театра стала его оперетта «Индиго, или Сорок разбойников», премьера которой состоялась К) февраля 1871 года. Однако подлинными шедеврами композитора признаны его «Летучая мышь» (1874) и «Цыганский барон» (1885), занимающие по сей день одно из самых почетных мест в репертуаре опереточных театров.

Среди других музыкально-комедийных произведений Штрауса — «Карнавал в Риме» (1873), «Веселая война» (1881), «Ночь в Венеции» (1893).

Иоганн Штраус вошел в историю музыкального театра как создатель ВАЛЬСОВОЙ ОПЕРЕТТЫ. Он принес с собой мелодическое богатство, которого до него жанр не знал и знамя которого было подхвачено Ференцем Легаром и Имре Кальманом. Наконец, именно Штраусу принадлежит заслуга создания первой многоактной венской оперетты, так что «по отношению к австрийской оперетте творчество Штрауса сыграло такую же роль, как творчество Оффенбаха для жанра в целом» (5, 159)

3. Английская оперетта XIX века

Летом 1865 года в театральной жизни Лондона произошло событие, которое вызвало взрыв возмущения добропорядочных и чопорных англичан: спектаклем «Прекрасная Елена» здесь открылись гастроли парижского театра «Буфф-Пари-зьен» во главе с Жаком Оффенбахом. Это-то как раз и вызвало необычайное возбуждение английских театралов, шокированных пропагандой со сцены нарушения брачных устоев. И не удивительно, что оперетта была единодушно предана анафеме как жанр вульгарный и непристойный. Путь на театральные подмостки Англии был ей, казалось, закрыт навсегда...


Предыдущая Следующая