На главную страницу
"Дети солнца"

Предыдущая Следующая

Далекими воспоминаниями стали в начале нового столетия те времена, когда лучшие творения этих корифеев блистали на опереточных подмостках: последнее из них — «Цыганский барон» Иоганна Штрауса — увидело свет рампы целых 15 лет назад...

Правда, за это время на опереточном небосклоне появился такой композитор, как Карл Целлер, лучшие произведения которого сумели завоевать самое широкое признание. Однако и его последняя удача — «Мартин-рудокоп» («Оберштейгер») датировалась 1894 годом...

Венская оперетта явно переживала период безвременья, критики предсказывали ей неминуемый закат...

Однако 30 декабря 1905 года на сцене «Театра ап дер Вин» состоялась премьера оперетты Ференца Легара «Веселая вдова» — и этот день стал точкой отсчета «великого опереточного Ренессанса» (Бернард Грун): родилось творческое направление, которое получило название НЕОВЕНСКОЙ ОПЕРЕТТЫ.

В числе его представителей — композиторы Генрих Рейнхардт. Георг Ярпо. Оскар Штраус, Бруно Гранихштедтен. Лео Фалль. Эдмунд Эйслер, Оскар Нсдбал. Герман Досталь. Лео Ашер. Роберт Штольц.

Самыми значительными фигурами этого «нового фронта, обеспечившего дальнейшее существование оперетты», как писал музыкальный критик (Эдмунд Ник и ознаменовавшего собой новый этап эволюции жанра стали ФЕРЕНЦ Л Е-

ГАР и ИМРЕ КАЛЬМАН, лучшие произведения которых и по сей день принадлежат к числу высших достижений искусства оперетты.

В числе этих произведений— «Веселая вдова» (1905), «Граф Люксембург» (1909), «Цыганская любовь» (1910) Легара и «Княгиня чардаша» («Сильва», 1915), «Графиня Марина» (1924), «Принцесса цирка» (1926). «Фиалка Монмартра» (1930) Кальмана.

Неовенская оперетта по-своему отразила жгучие социальные проблемы и антагонистические противоречия буржуазного общества первой половины XX века. Несмотря на традиционную для жанра счастливую развязку, в произведения Легара и Кальмана проникает тема социального неравенства, служащая основой драматического конфликта. Развлекательность, свойственная оперетте XIX века, уступает здесь место раскрытию напряженных психологических переживаний. Поэтому на смену легковесно-бездумным персонажам приходят герои, страдающие от жестоких ударов судьбы.


Предыдущая Следующая