На главную страницу
"Дети солнца"

Предыдущая Следующая

65

Стрельникова или «Аскот-гавот» из седьмой картины «Моей прекрасной леди» Лоу, воплощающей чопорность английских аристократов в момент столь захватывающего зрелища, как весенние скачки в Аскоте...

2. Галоп — стремительный двухдольный танец немецкого происхождения, завоевавший в 20-х годах прошлого века популярность на публичных балах Парижа и отсюда распространившийся по всей Европе. Основанный на резких скачкообразных движениях, галоп завершал танцевальный вечер и в то же время являлся его кульминацией.

Именно в такой, завершающей акт и кульминационной функции использовал галоп Оффенбах в своем «Орфее в аду».

Это, однако, далеко не единственная функция галопа в оперетте XIX века. В соответствии со своими темпоритмическими особенностями, этот танец служил для выражения резких эмоций (например, возмущения крестьян поведением Гре-нише в «Корневильских колоколах» Планкета), для музыкального воплощения быстрых, решительных действий (арест Пикильо в «Периколе» Оффенбаха)... Наконец, галоп поистине незаменим в качестве средства выражения восторга, ликования, торжества. И в финале первого акта «Орфея в аду» на ритме галопа обитатели Олимпа выражают свою неистовую радость по поводу того, что Юпитер согласился взять их с собой в ад... А в финале «Прекрасной Елены» галоп служит средством выражения победного торжества Париса.

Особый случай драматургического использования галопа— его употребление в качестве средства характеристики персонажей оперетты. Так, в четвертой картине «Орфея в аду» Оффенбах в одном музыкальном номере сопоставляет галантный менуэт с бешеным галопом, характеризуя нравы праздных и никчемных обитателей Олимпа.

Примечательно, что нити такого музыкально-драматургического приема протягиваются к советской оперетте, где в «Поцелуе Чаниты» Милютин остроумно сопоставляет старинную сицилиану с неистовым галопом разнузданных, но внешне благочестивых активисток «Лиги нравственности»...


Предыдущая Следующая