На главную страницу
"Дети солнца"

Предыдущая Следующая

Самое широкое применение нашел галоп в оперетте XX века для выражения чувства безудержной радости, воплощения спешки, суматохи, суеты. Вспомним, хотя бы, ансамбль, перед открытием кабачка «На седьмом небе» в «Вольном ветре» Дунаевского...

3. Вальс завоевал широчайшую популярность за много десятилетий до того дня, как оперетта отпраздновала свой день рождения. И не удивительно, что уже в «Орфее в аду» (1858) Оффенбаха учитель музыки Орфей играет на скрипке очаровательный вальс — один из лучших музыкальных номеров оперетты. А в первый акт «Периколы» Оффенбах вводит целую оперную сцену, написанную в ритме вальса.

Однако подлинным танцевальным жанром-лидером вальс становится в опереттах композиторов венской классической и неовенской школы. Если у Оффенбаха, Лекока, Одрана и Планкета вальс звучит лишь эпизодически, то в «Летучей мыши» Штрауса на жанрово-ритмической основе этого танца базируется половина музыкальных номеров. А в опереттах неовенских композиторов вальс выступает в качестве ведущего танцевального жанра.

Вальсовые ритмы пронизывают все до единого произведения Легара, Кальмана, Лео Фалля, Оскара Штрауса, Эдмунда Эйслера, Оскара Недбала независимо от

66

их места действия и национальной принадлежности героев. Достаточно вспомнить вальсовое изобилие таких «венгерских» оперетт, как «Цыганская любовь» Легара и «Цыган-премьер» Кальмана. Если же мы обратимся к «Сильве» Кальмана, то убедимся, что из шестнадцати номеров клавира десять — в том числе такие решающие, как финалы первого и второго актов — в той или иной мере базируются на жанрово-ритмической основе вальса...

Столь же высока драматургическая роль вальса и в «ориентальном» клавире «Баядеры» Кальмана, и в «американской» «Герцогине из Чикаго» того же автора, где одним из поводов для введения ностальгической «Венской песни» служат печальные размышления героя о судьбе вальса в век джаза:


Предыдущая Следующая