На главную страницу
"Дети солнца"

Предыдущая Следующая

Необычайно широкое применение нашла полька в произведениях Зуппе, Миллёкера и Иоганна Штрауса: этот танец выступает здесь в качестве жанра, едва ли не равноправного с вальсом по своей драматургической значимости.

Оперетта XX века обращается к польке несравненно реже, используя ее, как правило, в качестве танцевального номера вставного характера.

6. Полонез — старинный польский танец торжественно-величественного характера, завоевавший в XIX веке европейскую популярность.

Появившись на свет в качестве церемониального шествия польской знати, полонез утвердил себя как аристократический танец, помпезно открывающий бальные празднества в замках шляхтичей и дворцах королей.

Именно в этой драматургической функции использовали полонез опереточные композиторы разных школ и направлений. В частности, Миллёкер в финале второго акта «Нищего студента» открывает этим танцем свадебное торжество во дворце графини Ковальской, а Зуппе в финале «Боккаччо» — выступление театра

68

итальянской комедии масок... В «Веселой вдове» Легара полонезом сопровождается выход светского общества в замке Ганны Главари... Наконец, в «Холопке» Стрельникова этот танец знаменует собой начало праздничного торжества во дворце графа Кутайсова...

7. Мазурка — оживленный трехдольный польский танец народного происхождения, ставший в XIX веке непременной составной частью аристократических балов.

Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромном зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы.

(А. Пушкин. «Евгений Онегин».)

Уже на ранней стадии развития оперетты композиторы драматургически осмысленно вводят мазурку в свои партитуры. Так, в «Хоре гусар» («Дочь мадам Анго»), основанном на ритме этого танца, Лекок подчеркивает блеск и молодцеватость лихих кавалеристов; а в «Маскотте» Одрана в куплетах Беттины мазурка создает образ гордой девушки, дающей отпор притязаниям кавалеров...

Важную драматургическую роль играет мазурка в опереттах Ференца Легара. В заключительном разделе интродукции «Веселой вдовы» она служит характеристикой посольства Понтеведро в Париже с его страстью к балам и развлечениям; а в выходной арии героини мазурка воплощает образ очаровательной Ганны Главари. В легаровских «Графе Люксембург» — это образ блестящей оперной примадонны Анжель Дидье, а в «Цыганской любви» мазурка составляет важную деталь в характеристике светской львицы графини Илоны... В «Белой акации» Дунаевский использует мазурку для создания иронического образа «гордой красавицы» — легкомысленной и пустой мещанки Ларисы...


Предыдущая Следующая