На главную страницу
"Дети солнца"

Предыдущая Следующая

            Понадобилось достаточно много времени, чтобы знания, полученные в Америке, переосмысленные и скорректированные практикой, превратились в систему. Она составила первую главу моей работы, в которую вошли: "экзерсис", "упражнения на координацию", "stretch", "танцевальные комбинации".

            Ещё одна встреча с ADF ("ADF в России – 3") – это встреча с хореографом и педагогом D. Nielson. Переосмысление его уроков, а также некоторые первоначальные упражнения по классу "контакт-импровизация" стали основой второй главы работы, речь в которой пойдёт о пространстве: "stretch", "пространственный экзерсис", "элементы джаза", "захват пространства"(комбинации), "контакт-импровизиция" (первые шаги).

 

          

 

 

                   Принцип моих занятий складывался в основном из "американского опыта". Первый урок я начинаю с того, что достаточно коротко объясняю своё понимание танца как важнейшей составляющей ремесла драматического актёра. Никого не должен смущать незначительный танцевальный опыт и даже полное его отсутствие. Высказывания типа: "я не смогу", "у меня не получится", - сознательно должны уйти из нашего лексикона. Я говорю студентам: "Можете забыть название этого предмета: мы будем заниматься профессией актёра. В конце концов, я ведь тоже актёр! То, что мы будем делать, сможет каждый. Если хотите, каждый физически здоровый человек. Я уверен в этом. Но я ничего не смогу сделать и ничему не смогу научить, если на то не будет вашего желания. Ваше желание - это главная составляющая успеха в нашей с вами работе."

          После короткого вступления я сразу же перехожу к объяснению некоторых основных положений современного танца (о них вы прочтёте ниже). Первые из них студентам  ещё удаётся удержать в памяти, дальше они начинают "терять" то, что ещё минуту назад казалось понятным и "уложенным", – это напрягает и собирает внимание. У них возникает желание вернуться назад и всё  запомнить. Но мы идём дальше. (На каждом уроке мы будем возвращаться к ним. Постепенно они запомнятся легко и естественно.) Первые движения: короткие объяснения - и сразу проба. И так дальше, дальше, дальше. Конечно же, здесь есть определённая опасность: в какой-то момент студенты могут просто "отключиться", но понять и рассчитать допустимые рамки такого продвижения можно лишь с конкретными людьми на конкретном уроке. В этом смысле педагог, как и актёр, должен чувствовать зал. Я не боюсь вызвать у студентов шок, поскольку считаю, что в такой момент важно ещё и взбудоражить их самолюбие: "почему это он может, а я - нет!".  Однако такое построение урока не считаю обязательным: это зависит от каждого конкретного курса - одних это "подстегнёт", а других, наоборот, может отвратить от предмета. В любом случае, немаловажную роль играет тон ведения урока: считаю, что он должен быть доверительным, поддерживающим. Предпочтительнее, на мой взгляд, быть скорее "старшим братом", нежели  "строгим надсмотрщиком".  Знакомство с новым материалом я стараюсь выстраивать, как фокус. В цирке всегда поражаешься выступлениям иллюзиониста и всегда ужасно хочется понять и разгадать: а в чём секрет? Движение тоже порой кажется невыполнимым. Покажите его целиком и в полную силу! Затем его всегда можно разложить на маленькие составляющие. Студент как бы сам участвует в чуде: то, что только что казалось невозможным, он, открыв небольшой секрет для себя, уже начинает делать. Он испытывает  удовольствие.


Предыдущая Следующая